Транспорт как отрасль материального производства
Общественное разделение труда способствовало возникновению самостоятельных отраслей материального производства добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства (земледелия). В каждой из этих отраслей готовый продукт появляется в результате производственного процесса, в котором человеческий труд воздействует на предметы труда с помощью орудий труда. Но производственный процесс, как правило, не заканчивается изготовлением нового продукта; последний нужно реализовать, а реализация готового продукта происходит в основном в сфере обращения. В качестве связующего звена между сферой производства и сферой обращения (потребления) выступает транспорт, который посредством перевозок продолжает производственный процесс других отраслей материального производства. К. Маркс назвал транспорт четвертой отраслью материального производства.
Производственный процесс на транспорте происходит так же, как и во всякой отрасли материального производства, т. е. человеческий труд - труд водителя, соединяясь со средствами производства- подвижным составом, способствует возникновению продукции.
Продукция транспорта, являясь результатом материального производства, измеряется количеством тонн грузов или пассажиров, перевезенных на определенное расстояние.
Единицей измерения транспортной работы (грузооборота) является тонно-километр (ткм) и пассажиро-километр - при перевозке людей.
В нашей стране все виды транспорта образуют единую сеть железнодорожных, водных, автомобильных, трубопроводных и воздушных путей сообщения, подчиненную плановому руководству социалистического государства. Об эффективности планового использования единой транспортной сети можно судить по следующим данным.