Современное дорожно-строительное производство
Современное дорожно-строительное производство характеризуется высокой насыщенностью средствами механизации и комплектным применением систем машин, позволяющих выполнять механизированным способом взаимосвязанные производственные процессы на высоком техническом уровне при значительном росте производительности труда.
Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов - основные средства технического прогресса в строительстве. Поэтому план работы дорожных машин является частью плана технического развития строительства.
Планирование работы дорожных машин состоит из трех взаимосвязанных разделов:
а) планирования механизации строительных работ;
б) определения производительности дорожных машин;
в) расчета потребности в дорожных машинах. Планирование механизации строительства предусматривает установление ряда показателей, характеризующих насыщенность строительства механизмами, степень охвата рабочих механизированным трудом. К числу таких показателей относятся: уровень механизации, определяющий отношение объема работ, выполняемых машинами, к общему объему работ.
Этот показатель измеряется в процентах. Уровень механизации обычно задается вышестоящей организацией отдельно по каждому виду работ. Зная уровень механизации данного вида работ и общий объем этих работ, определяют объем механизированных работ; степень охвата рабочих механизированным трудом определяется отношением числа рабочих, выполняющих работу механизированным способом, к общему их числу. Этот показатель (измеряемый в процентах) позволяет выявить удельный вес рабочих, охваченных механизированным трудом, т. е. выполняющих работу механизированным способом (например, машинисты дорожных машин и их помощники) или при помощи ручного механизированного инструмента, такого как передвижная ремонтная мастерская - рабочие по ремонту и техническому обслуживанию машин (дежурные слесари, электрики);